Мы используем cookie на нашем сайте. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответсвии с политикой конфеденциальности .

Успешное ведение проектов Битрикс24

Все статьи

У каждого шеф-повара есть свои секреты приготовления коронных блюд. Наше коронное блюдо — это Битрикс24, и мы умеем его вкусно готовить ;).

В этой статье мы собрали для вас ценные советы бывалых шеф-поваров внедренцев и рассказали о принципах нашей работы с проектами.

Секрет 1: Способность слышать

Да, это не опечатка, и нет, мы не моралисты — по крайней мере в этой статье. Это действительно важное умение. Чем более оно отточено у обеих сторон, тем легче устанавливается контакт, проект получает быстрый старт и движется в правильном направлении. И если на личность собеседника мы повлиять не можем, то развивать умение слышать в себе и команде — в наших силах.

Советуем:

  • слушайте друг друга и старайтесь вникнуть в суть вопроса до принятия по нему решения.

Секрет 2: Правильно определить проблему

Не всегда заказчик осознает, что ему нужно. Например, запрос часто звучит так: “Нам нужна автоматизация продаж”. Но выясняешь детали, и обнаруживается, что процессы внутри отдела продаж не выстроены, а основная задача бизнеса — наведение порядка. В такой ситуации автоматизация не только не поможет, но и ухудшит положение дел. Заказчик, получив желанную CRM, не решит свои проблемы, зато расклеит ярлыки “плохой интегратор” и “бесполезный продукт” и признает изначально благую затею пустой тратой денег.

Чтобы не гневить ЛПР, а приносить пользу, становитесь на сторону бизнеса и всегда задавайте вопрос: что даст внедрение той или иной функции с оглядкой на текущие бизнес-процессы? Если последние не построены или не формализованы, наведите порядок в них, а после приступайте к автоматизации. Впрочем, внедрение Битрикс24 — хороший повод упорядочить процессы. При этом владельцы бизнеса должны быть готовы к изменениям, и интегратор здесь выступает в первую очередь в роли аналитика, а только потом в роли внедренца.

Советуем:

  • не ограничивайтесь функциональным уровнем: всегда оценивайте пользу проекта и отдельных его частей со стороны бизнеса;

  • привлекайте в проект носителя бизнес-информации со стороны заказчика: топа или того, кто понимает внутреннюю специфику компании и текущие проблемы;

  • проведите исследование текущих бизнес-процессов: так вы сможете четко сформулировать задачу и нащупать новые точки роста.

Секрет 3: Доверие и личная заинтересованность

Основной вопрос, возникающий между заказчиком и интегратором еще до заключения договора — насколько стороны смогут доверять друг другу в процессе внедрения. Хорошо, если со стороны заказчика на проект выделен отдельный менеджер, который (в идеале) возьмет на себя вопросы эксплуатации Битрикс24 в дальнейшем. Однако важен не только контакт на уровне менеджеров — не лишним будет и контакт на уровне топов. Такой контакт всегда способствует быстрому решению любых проблемных вопросов.

Отдельное значение имеет личная заинтересованность всех действующих лиц. В процессе внедрения нередко приходится преодолевать сопротивление, ведь у любых нововведений всегда есть как сторонники, так и противники. Без заинтересованности внедрение может затянуться на недели и даже месяцы. Часто заказчик просит интегратора выполнить работы быстрее, но при отсутствии должной мотивации проектной команды заказчика элементарные действия, такие как, например, предоставление интегратору нужной информации, затягиваются, и сроки (а иногда и бюджет) приходится пересматривать.

Доверие также немаловажно для успеха проекта. Конечно, никто не застрахован от ошибки, но если заказчик постоянно сомневается в предлагаемых интегратором решениях, это демотивирует всех участников процесса и ставит успех проекта под сомнение. Помните — с момента начала проекта заказчик с интегратором в одной упряжке, и вектор успешности формируется результирующей суммы векторов прилагаемых сторонами усилий. А чтобы не возникало вопросов, поддерживайте отношения и на неформальном уровне. Для этого совершенно не обязательно ходить вместе в баню — достаточно делового обеда или дружеской телефонной беседы.

Советуем:

  • добивайтесь заинтересованности как на уровне менеджеров, так и на уровне топов;

  • не обедайте в одиночку: поддерживайте неформальное общение.

Секрет 4: Единое информационное пространство проекта

Хорошо, когда заказчик готов общаться с интегратором и принимать участие в процессе реализации проекта. Битрикс24 помогает и в этом: создаем на портале разработчика экстранет-группу и решаем все вопросы там.

Все задачи на разработку заказчик также может отслеживать в группе. Плюс в том, что так он видит их выполнение в режиме реального времени и в курсе, что происходит по каждому этапу. Кроме того, так заказчик осваивает и сам инструмент — корпоративный портал Битрикс24. Хорошо, если сам заказчик готов быть исполнителем в задачах и брать на себя ответственность за решение текущих вопросов.

Также важно, чтобы заказчик познакомил интегратора со всеми действующими лицами проектной команды со своей стороны. Это могут быть, например, айтишники заказчика, внешние подрядчики по инфраструктуре — они должны не только быть в курсе проекта, но и быть готовыми к вовлечению в процесс развертывания и внедрения, когда это будет необходимо.

Советуем:

  • организуйте единое рабочее пространство под проект: рабочие группы, задачи и чаты в Битрикс24

Секрет 5: Проектирование до начала разработки

Во время проектирования мы готовим интерактивные и неинтерактивные прототипы в зависимости от потребности каждого проекта. Затем демонстрируем их заказчику, поясняем, как это работает, собираем обратную связь, вносим изменения и, если всё согласовано, берем в реализацию. Далее проект в виде задач идет к разработчикам.

Так заказчик получает продукт, который соответствует его ожиданиям, и это сокращает часы разработки. Вероятность того, что придется что-то переделывать в ходе реализации, невысока. Прототип позволяет оценить удобство предлагаемого решения с будущими пользователями, а также максимально снижает риски разработки решений с новыми пользовательскими интерфейсами.

Однако, проектирование сложных систем не ограничивается созданием прототипов. Часто требуется проработать архитектурное решение или продумать особенности реализации, описать сценарии интеграции с внешней системой или сценарии тестирования для процедуры сдачи-приемки. Если по результатам проекта нужна стабильная система, лучшим выбором будет разовая инвестиция в проектирование, а не многочисленные затраты на исправления разъезжающихся в коде костылей.

Советуем:

  • проектируйте до начала разработки. Не умеете проектировать? —  Обращайтесь к нам :)

Секрет 6: Правильная декомпозиция проекта

На стадии планирования проекта мы оцениваем все задачи и делим проект на блоки, если это возможно. Блоки — это не связанные функционально отдельные фрагменты проекта, которые можно реализовывать в любом порядке параллельно. Декомпозиция позволяет сдавать проект по блокам, а не сразу целиком, и двигаться постепенно, итерациями. Так финальный результат складывается из ряда промежуточных результатов, и на каждой контрольной точке вся проектная команда получает продукт с набором определенных функций. Идеально иметь представление об итерациях еще на этапе составления ТЗ.

В век развития гибких методологий разработки только самый ленивый не ознакомился с основными постулатами agile-подходов. Но мы не ограничиваемся теорией, а практикуем различные варианты в ежедневной работе, и самые лучшие результаты на практике показала гибридная методология разработки, содержащая как элементы водопадной модели, так и гибких. Созданное на этапе проектирования объемное техническое задание декомпозируется и составляет основу беклога для последующих итераций разработки. Такой способ хорошо снижает риски разработки, позволяет уменьшить итоговое время на реализацию и упорядочивает подбор технических решений.

Советуем:

  • разбивайте крупные проекты на блоки

Секрет 7: Быстрая обратная связь

Неопределенность — злейший враг порядка. Что может быть хуже просроченной задачи без комментариев? В бездне неизвестности погибают усилия самых смелых и отважных менеджеров.

Обратная связь позволяет быть всегда в курсе того, что происходит с проектом в текущий момент времени, а также своевременно узнавать о рисках и проблемах. Не стоит оставлять друг друга в информационном вакууме, даже если есть задержки в сроках реализации или с предоставлением доступов. Открытый диалог решает любые вопросы. А вот молчание в таких случаях — не лучший друг.  

Советуем:

  • давайте обратную связь своевременно;

  • минимум раз в неделю производите созвон;

  • не замалчивайте проблемы.

Заключение

Вот, пожалуй, и все основные секреты приготовления вкусных проектов на нашей кухне. Если вам по душе и хочется попробовать — обращайтесь! Мы будем рады видеть вас и сделаем всё возможное, чтобы не оставить вас равнодушными.

Артемьева

Автор статьи: Дарья Артемьева