Мы используем cookie на нашем сайте. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.
Voice over Internet Protocol, или сокращенно VoIP, — сравнительно молодая технология. У нее много названий: Voice Over Broadband (VoBB), интернет-, IP- и просто широкополосная телефония. Впрочем, разница между ними все-таки есть. Если быть точным, IP-телефония использует более общую технологию VoIP, которая подразумевает все варианты передачи голоса через интернет-протокол, в том числе в системах IP-видеонаблюдения и оповещения, при трансляции вебинаров, просмотре фильмов в режиме онлайн и т.п.
Интернет полностью преобразил сферу коммуникаций. Сначала появилась электронная почта, немногим спустя — возможность обмениваться мгновенным сообщениями. Однако людям хотелось всё более личного контакта. В ответ на этот запрос и появилась VoIP.
В двух словах, это передача через Интернет голосовых пакетов с одного IP-адреса на другой. Речевые фрагменты разбиваются на несколько пакетов и отправляются к принимающей стороне. Пакеты поступают один за другим, а затем пересобираются в цельный речевой фрагмент.
Технология появилась примерно в 1995 году и изначально разрабатывалась для того, чтобы снизить расходы на междугороднюю и международную связь. Однако менее чем за два десятилетия VoIP полностью перевернула наши представления о возможностях глобальной коммуникации.
Но прежде на свет должны были появиться три ключевых изобретения: телефон, Интернет и интернет-протокол (IP).
В 1870-х гг. первые телефоны Александра Белла и Элиши Грей работали при помощи оператора, который сидел на коммутаторе и переключал звонки. К середине 1900-х гг. появились кнопочные телефоны, и необходимость в операторах отпала. Поначалу телефонные аппараты не покупали, а брали напрокат. Однако вскоре всё изменилось, производители стали конкурировать между собой и активно работать над дизайном, чтобы привлечь внимание покупателей.
Первая компьютерная сеть появилась в середине 1960-х гг., хотя стоит отметить, что это был не тот Интернет, каким мы знаем его сегодня. Изначально специалисты Агентства по перспективным научно-исследовательским разработкам создали для Министерства обороны США рудиментарную компьютерную сеть и назвали ее ARPANET. Главным образом сеть использовалась для обеспечения связи между Министерством и военными. В 1973 году к сети через трансатлантический телефонный кабель подключились первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии. Так сеть стала международной.
В 1989 году сотрудники Европейского совета по ядерным исследованиям представили концепцию Всемирной паутины. Её предложил знаменитый британский учёный Тим Бернерс-Ли, он же в течение двух лет разработал протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URI.
С распространением Интернета начала развиваться и индустрия по производству персональных компьютеров. В 1990-х пользователи уже могли подписаться на услуги одного из Интернет-провайдеров (ISP) и подключиться к сети с помощью ПК и телефонной линии.
До изобретения VoIP оставался еще один кусочек пазла: собственно, интернет-протокол или IP, создателем которого стал знаменитый “отец Интернета” Винтон Серф. Именно его изобретение определило то, как информация передается между компьютерами.
История VoIP началась с компании VocalTec в 1995 году, специалисты которой первыми создали по-настоящему доступный интернет-телефон. Теперь с помощью динамиков и микрофона пользователи могли свободно общаться друг с другом. Видеосвязи тогда не существовало, а настройки интернет-телефона требовали, чтобы абоненты использовали одинаковое программное обеспечение.
В 1996 году появились приложения голосовой почты, а с ними возможность пересылать голосовые сообщения через Интернет. Правда, тогда этот процесс сопровождался плохим качеством звука, длительными паузами и потерей связи.
В 1998 году VocalTec продолжил работать на созданием сети для связи компьютера с телефоном и телефона с телефоном на базе VoIP. Впрочем, в те времена эти разработки казались несколько избыточными — к концу года на VoIP приходился всего 1% всех голосовых вызовов.
Однако производители телефонной аппаратуры стали наконец понимать всю выгоду использования новых технологий. Идея передавать информацию через пакеты на основе IP была очень привлекательной: скорость и качество связи растут, а расходы, наоборот, падают. В конечном счете пользователи получили возможность подключать VoIP-адаптеры к своим телефонам.
В том же году три разные компании представили свое программное обеспечение для коммутации VoIP в качестве стандартных дополнений маршрутизационного оборудования. Такая общедоступность привела к тому, что к 2003 году на долю VoIP приходилось уже 25% всех голосовых вызовов. Благодаря распространению Ethernet, качество и надежность связи стали значительно выше. Проблемы с подключением всё еще возникали, но в целом прогресс был налицо.
Потребители начали осознавать, что VoIP-звонки — отличный способ бесплатной связи, в отличие от обычной телефонии с завышенными тарифами на междугородные и международные разговоры. Компании, офисы которых располагались по всему миру, тоже стали пользоваться открывшимися преимуществами.
В 2003 году Skype запустил бета-версию своей программы и быстро привлек внимание общественности. Во-первых, Skype позволил людям совершать голосовые вызовы с компьютера совершенно бесплатно. Во-вторых, они разработали свой сервис мгновенных сообщений, тоже бесплатный, что давало пользователям больше возможностей для общения.
Основным преимуществом Skype было то, что сервис быстро развивался и подстраивался под пользовательские нужды. Вскоре юзеры смогли звонить на стационарные и мобильные телефоны, не выходя из Skype. Эти услуги уже стоили денег, но не таких больших, как у других VoIP-провайдеров.
В 2005 году компания снова совершила прорыв и представила видеочат. Сегодня это самая используемая функция в Skype. Они попали в точку и вовремя заполнили лакуну на рынке. Практически все, кто имеет доступ к Интернету, знают, что такое Skype и используют его для видеосвязи. В результате, Skype стал своего рода монополистом и задал стандарт для любой компании на рынке VoIP-телефонии.
Массовые коммуникации
В 2004 году, примерно в то же время, когда Skype покорял Олимп VoIP-телефонии, на рынок вышли несколько компаний, которые позиционировали себя как VoIP-провайдеры полного цикла. Они предоставляли неограниченные внутрисетевые звонки по фиксированной ставке и бесплатные звонки абонентам того же провайдера.
Пользователи с VoIP-телефоном могли подключаться к провайдеру одним из трех способов:
Посредством локальной компьютерной сети и по Wi-Fi: VoIP-телефоны напрямую подключаются к IP-сети с помощью одного из этих двух способов. Это самый традиционный вариант.
Аналоговый телефонный адаптер: он подключается к сети и управляет аналоговым телефоном, который воткнут в розетку.
Программный телефон: приложение, установленное на компьютере, оснащено динамиками, микрофоном и/или функциями гарнитуры. Интерфейс телефона отображается на мониторе, управляется по клику или с помощью введения цифр для "набора номера".
В это же время многие компании создают что-то вроде универсальных коммуникационных баз, которые обслуживают все виды связи, включая факс, телефонные звонки, электронные письма, голосовую почту, веб-конференции и многое другое.
Skype быстро включился в игру. Компания стала предлагать услуги по VoIP-телефонии как крупным корпорациям, так и небольшим организациям, предоставляя бесплатную связь между пользователями внутри компании. Также они добавили возможность за небольшую плату подключить к сети любой внешний телефон.
Достижения в области технологий означали, что появилось несколько способов, которыми один человек мог связаться с другим через VoIP:
с ПК на ПК: пользователям требуется звуковая карта, микрофон и динамики или гарнитура;
с ПК на телефон: только пользователю ПК требуется гарнитура, а получатель просто принимает звонок на своем телефоне;
с телефона на телефон: только вызывающему абоненту требуется адаптер VoIP, а получать просто принимает звонок на своем телефоне;
с IP-телефона на обычный телефон: вызывающий абонент использует IP-телефон, и сигнал передается по IP-сети на обычный телефон получателя;
с IP-телефона на IP-телефон: вызов перемещается по IP-сети в обе стороны.
Протокол установления сеанса (Session Initiation Protocol или SIP) начал формироваться в начале 2000-х годов. SIP означает, что человек должен инициировать разговор по VoIP, пригласив другого человека или группу людей принять в нем участие. Сейчас эта технология широко используется в сервисах мгновенных сообщений и чат-группах, в Skype, групповых и рабочих конференциях и т.д.
SIP также позволил преодолеть технические ограничения. Разработчики получили возможность создавать приложения, которые работают с любой телефонной системой, что, в свою очередь, снижает стоимость продукта. SIP оказался намного безопаснее, чем предыдущие стандарты VoIP, так как он обеспечивает безопасную сеть для всех вовлеченных сторон.
Еще одно преимущество SIP заключается в том, что его можно использовать практически на любом устройстве: ПК, Mac, телефоны, смартфоны, видеоустройства и т.д. Это значит, что больше не имеет значения, где физически находится человек. SIP знает, как найти пользователя, когда его нет дома: он просто связывается с любым устройством, которое у того при себе.
Многие обрадовались тому факту, что SIP по сути оказался пиринговой сетью. Это означает, что связь не зависит от серверов, шлюзов и любых других вспомогательных устройств. К тому же структура SIP была похожа на протокол гипертекстовой передачи (HTTP), чему очень обрадовались программисты, так как это позволяло им легко разрабатывать и адаптировать программное обеспечение.
Благодаря множеству технологических достижений — широкополосный доступ, Wi-Fi, интеграции с телефонией, компьютерами и другими устройствами — и появлению Skype в качестве абсолютно революционной модели коммуникаций, VoIP стал неотъемлемой частью повседневной жизни.
Его используют, чтобы поддерживать дешевую, а то и бесплатную связь с членами семьи и коллегами за рубежом. Компании пользуются VoIP для проведения рабочих конференций и снижения расходов. Skype стал главным инструментом для общения посредством одновременно голосовой и видеосвязи, а ведь когда-то эта технология существовала только в умах фантастов!
Похоже, VoIP ждет большое будущее. Эта технология упрощает многие процессы связи, так что провайдеры Интернета и телефонии относятся к ней вполне благосклонно. VoIP также обеспечивает большую степень гибкости, чем другие средства связи.
Сегодня VoIP — одна из самых обсуждаемых технологий в сфере коммуникаций. Если она получила такое потрясающее развитие всего за пару десятков лет, то что же будет дальше?
Источник: Johnson Hur, "The history of VoIP", bebusinessed.com