Мы используем cookie на нашем сайте. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.
Нас часто просят объяснить, в чем принципиальное отличие облачной и коробочной версий Битрикс24, как выбрать ту редакцию, что подойдет конкретной компании в конкретной ситуации, на что ориентироваться и как рассчитать собственные силы.
Для общего удобства собрали подробный гид, отвечающий на все эти вопросы.
Облако — это онлайн-сервис, SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как услуга), в рамках которого компания предоставляет клиенту доступ к программе через интернет. То есть клиенту не нужно устанавливать программу на свой компьютер; а всё, что нужно — это доступ к сети и браузер. Вся ответственность за хранение информации и работу программы лежит на поставщике. Покупая облачный сервис, клиент не приобретает программу в личное пользование, а как бы арендует ее.
Коробка — это ПО, которое предоставляется для размещения на сервере клиента (Standalone Software — отдельно-стоящее ПО). В этом случае вендор передает клиенту в вечное пользование сам пакет ПО, при этом ответственность за установку, обслуживание и поддержку лежит на клиенте.
С точки зрения стандартной функциональности облако ничем не отличается от коробки. Обе версии содержат в себе один и тот же базовый набор инструментов по пяти ключевым блокам Битрикс24, к которым относятся Офис, Задачи и Проекты, CRM, Контакт-центр и Сайты и Магазины. В плане доступного инструментария лицензии, скорее, различаются между собой в зависимости от выбранного тарифа. Чем дороже лицензия, тем больше в нее включено дополнительных инструментов, тем больше объем хранения данных и тем выше количество сотрудников, которых вы можете подключить к порталу.
Два ключевых отличия облака и коробки: сложность поддержки и возможности кастомизации. Давайте рассмотрим подробнее.
Облако: для начала работы достаточно лишь зарегистрировать портал и пригласить к нему сотрудников. Никакого дополнительного оборудования или расширенной технической поддержки не требуется. Все настройки осуществляются через пользовательский интерфейс, а система подсказок поможет самостоятельно произвести как минимум первичные настройки системы.
+ Легко запустить без дополнительных вложений и услуг технического специалиста
− Придется строго ограничиться стандартной функциональностью
Коробка: чтобы начать работу, нужно настроить свой сервер или подходящий хостинг, купить и установить Битрикс24 и пригласить к нему сотрудников. Здесь требуется поддержка квалифицированного технического специалиста (in-house или со стороны партнера Битрикс24) с навыками установки и администрирования специализированного ПО, так как отдельные настройки необходимо производить в административной панели — “изнанке” — продукта.
+ Вы получаете больше возможностей для администрирования и можете сразу настраивать систему, исходя из своих потребностей
− Без собственного сервера и технического специалиста не обойтись
Облако: за обновление и обслуживание ПО отвечает вендор. Резервные копии данных создаются автоматически раз в сутки и только на тарифах Команда и Компания (восстановление бэкапа по запросу).
+ Не требуется следить за обновлениями и самостоятельно их устанавливать
− Нет возможности управлять процессом обновлений и резервного копирования данных
Коробка: ответственность за обновление и поддержку ПО лежит на клиенте.
+ Есть возможность регулировать время обновлений и самостоятельно задавать частоту создания резервных копий
− IT-сопровождение требует внутренних ресурсов компании
Облако: данные хранятся в зашифрованном виде на серверах Битрикс24. Объем хранилища строго зависит от выбранного тарифа.
+ Соединение с сервером также зашифровано, что обеспечивает базовую безопасность данных без активного участия со стороны клиента
− В случае переезда для экспорта будет доступна только информация по лидам, контактам, компаниям и сделкам — всё остальное останется на стороне Битрикс24
Коробка: данные хранятся на сервере клиента, при этом клиент сам отвечает за безопасность и определяет размер хранилища.
+ Такой подход дает возможность использовать продукт в закрытом контуре и установить свой SSL-сертификат
− Самостоятельная поддержка работы и обеспечение безопасности
Облако: как и в коробке, в облаке доступна интеграция с интернет-магазинами на "1С-Битрикс: Управление сайтом", с почтой по протоколу IMAP, с телефонией через SIP-коннектор и другими системами через REST API и вебхуки.
+ REST API, позволяющий реализовать интеграцию с внешней системой даже при отсутствии нужного приложения в каталоге Приложения24
− Интеграция с 1С доступна в усеченном виде и только пользователям тарифа Компания
Коробка: список интеграций включает в себя все перечисленные опции, доступные для облака, с той разницей, что интеграция с почтой также доступна по протоколу POP3. Также в коробке доступна интеграция с "1С-ЗУП" и Active Directory/LDAP Интегратор + NTLM, правда, последняя исключает пользователей редакции "CRM".
+ API ядра позволяет самостоятельно выстраивать сценарий интеграции, вне зависимости от методов, предоставляемых в рамках REST API
− Необходимо участие не только технического специалиста, но и программиста
Облако: облачная версия позволяет изменить стиль портала по собственному вкусу, но не предполагает изменений стандартных интерфейсов или создания собственных страниц. Смена логотипа и переименование домена доступны не для всех тарифов (поставить свой логотип могут пользователи тарифов CRM+, Задачи+, Команда и Компания, а сменить домен — только пользователи тарифов Команда и Компания). По сути, все доработки портала ограничиваются приложениями из Маркетплейса или, как максимум, собственными приложениями, реализованными на базе REST API. При этом надо понимать, что после установки обновлений нестандартные доработки могут перестать функционировать.
+ Каталог готовых приложений позволяет легко подключать внешние сервисы
− Возможности кастомизации сильно ограничены правилами тарифов, а прямые доработки и вовсе невозможны
Коробка: коробочная версия продукта позволяет глубоко настраивать бизнес-логику портала и кастомизировать его под потребности клиента. В данном случае пользователь может свободно дорабатывать интерфейс, создавать нужные страницы и менять внешний вид портала. Нет ограничений на установку своего логотипа и смену доменного имени портала. Открытый исходный код позволяет вносить любые изменения: доработки и интеграции можно реализовывать через PHP, либо с помощью модулей, реализованных на базе API ядра. Также коробка предусматривает расширенные инструменты администрирования: административная панель управления позволяет управлять модулями, структурой компании, сотрудниками, обновлениями, настройкой прав, чисткой кэша, исправлением ошибок. Есть возможность локализовать портал, переведя его на любой имеющийся в списке язык.
+ Неограниченные возможности для доработок и интеграций
− Так же, как и в предыдущем пункте, реализация сложных доработок требует участия целой команды специалистов
Облако: так как в случае с облаком клиент не покупает программу целиком, а лишь арендует ее, система лицензирования строится по принципу ежемесячной подписки. Цена за месяц пользования программой зависит от тарифа и длительности приобретаемой лицензии (скажем, оплачивая выбранный тариф на год вперед вы экономите порядка 30%).
+ Такой формат оплаты не требует одномоментно крупных вложений
− В долгосрочной перспективе подписка может выйти дороже единоразовой покупки
Коробка: клиент приобретает право использования ПО за единоразовый платеж.
+ Срок действия лицензии не ограничен по времени
− Стоимость лицензии выходит дороже облака. Ежегодное продление техподдержки также требует дополнительных расходов (25% от стоимости лицензии)
Суммируем все вышесказанное:
Облако | Коробка | |
---|---|---|
Преимущества |
- быстрый старт - простота в настройке и использовании - все вопросы по безопасности и техническому обслуживанию на вендоре - большой каталог приложений для расширения возможностей - гибкая система оплаты |
- широкие возможности для интеграций и доработок - возможность сразу настроить систему под свои нужды - есть возможность использовать продукт в закрытом контуре - высокий уровень защиты персональных данных - доступ к максимальной функциональности продукта |
Недостатки |
- ограниченные возможности интеграций - более высокая стоимость кастомизаций по сравнению с коробкой - отсутствие возможности изменить или дополнить код продукта - нет возможности управлять обновлениями и бекапами - необходимость регулярной оплаты |
- для установки продукта требуется собственный или арендованный сервер - для сопровождения нужен свой IT-специалист или квалифицированный подрядчик - требуется масштабное одномоментное вложение в покупку продукта |
Выбирать стоит, исходя из двух основных критериев:
1. нужна ли вам значительная кастомизация продукта;
2. и есть ли у вас свой IT-специалист или возможность нанять подрядчика.
Облако подойдет вам, если:
у вас небольшая компания без IT-специалиста в штате;
стандартные бизнес-процессы, не требующие глубоких доработок;
вы еще не пользовались корпоративным порталом и хотите понять, подойдет ли вам такой формат работы.
Коробка подойдет вам, если:
у вас крупная организация с запросом на доработки интерфейса, собственные модули или внешние интеграции;
у вас достаточно внутренних мощностей для обеспечения технической стороны дела или есть возможность нанять грамотного подрядчика;
вам важно самостоятельно контролировать защиту данных;
у вас сложные бизнес-процессы и вы предполагаете нестандартную схему автоматизации бизнеса.
Хотите поближе познакомиться с продуктом, протестировать его основные возможности и понять, какие именно инструменты нужны вам для полноценной работы? Берите Облако. Его легко установить и настроить, оно не требует серьезного обслуживания, и вы сможете полноценно работать даже без технического специалиста.
Хорошо знаете свой бизнес, уверены в необходимости сложной автоматизации и обладаете достаточными кадровыми и финансовыми ресурсами? Берите Коробку. Во-первых, это сэкономит вам время и позволит сразу развернуть требуемый сценарий работы, а во-вторых позволит обеспечить максимальную безопасность данных.
И всё же, перед стартом большого и сложного проекта, предполагающего доработки и интеграции, мы рекомендуем заказать предварительный анализ проекта. Всесторонний анализ на раннем этапе позволит точнее оценить возможные риски и избежать ненужных доработок, влияющих на стоимость и сроки работ.
Всё еще сомневаетесь в выборе и хотите обсудить свой проект с профессионалами? Напишите нам, и мы обязательно поможем во всем разобраться.