Inca Kola: Как перуанская компания победила американские корпорации

Рассказываем, как небольшому производителю газированных напитков удалось стать символом национального самосознания и выстоять в ожесточенной борьбе с иностранными гигантами

В 2016 году мы приняли решение работать с Южной Америкой. Несколько раз в год представители нашей компании по 20 часов проводят в самолете, чтобы на другом конце планеты знали и умели работать с Битрикс24. Когда ведёшь бизнес с другими странами, неизбежно погружаешься в их культуру, знакомишься с уникальным опытом. И здесь, на страницах нашего блога, нам хочется поделиться своими открытиями.

За последнее время самой яркой находкой для нас стала невероятная судьба компании Inca Kola.

Перед вами уникальная история успеха, не попавшая в бестселлеры только потому, что взоры издателей прикованы к звездно-полосатому континенту. История о том, как небольшой локальный бизнес на протяжении десятилетий (!) успешно противостоял корпорациям-гигантам The Coca-Cola и Pepsi Cola. И одержал победу: чтобы захватить рынок, гигантам пришлось купить активы местного предприятия. Речь пойдет о перуанском газированном напитке Inca Kola. А начиналось все так...

Inca Cola 6.jpg

В 1910 году англичанин Джозеф Робинсон Линдли с семьей приехал в Перу в поисках лучшего будущего. Поселившись на берегу реки, Хосе Линдли (испанский вариант имени Джозеф) основал фабрику по розливу газированной воды “Фабрика газированной воды Санта Роза”. Первыми напитками фабрики были Lemon Squash, Orange Squash, Uvital, Lindley Dry, которые медленно, но верно начали набирать популярность среди перуанцев. На благо семейного дела трудились все: в семье Хосе росло восемь детей. Напитки готовили и разливали вручную. В 1918 году Линдли приобрел полуавтоматическую машину для розлива напитков в бутылки, и дело пошло быстрее.

Inca Cola 5.1.png

20-е годы принесли много перемен: первое телевидение, первая трансатлантическая телефонная связь Париж-Нью-Йорк и вскоре Великая депрессия. В 1928 году фабрика официально стала Корпорацией Линдли в Перу, а Хосе Линдли — первым официальным генеральным директором корпорации. Именно во время Великой депрессии под четким руководством дона Хосе компания начала искать новые решения в производстве напитков, и в 1935 году выпустила ни с чем не сравнимый по своему уникальному вкусу напиток “Inca Kola”.

Линдли экспериментировал с различными ингредиентами и уровнем углекислого газа, пока, наконец, не пришел к комбинации из 13 травяных компонентов. Компания запустила “Inca Kola” под слоганом “Есть только одна Инка-Кола, и она ни с чем не сравнится”. К середине 40-х Inca-Kola лидировала на рынке благодаря своей агрессивной пропагандистской рекламе. Взывая к перуанскому национализму, компания позиционировала напиток как традиционный перуанский, используя при этом инкскую иконографию и изображения. Рекламная кампания была сверх-успешной, и объем производства напитка значительно возрос.

Inca Cola 4.png

Середина ХХ века была сложным временем для семьи и бизнеса Линдли: государственные перевороты в Перу, военные режимы власти Хуана Веласко Алваро и Франциско Моралеса, терроризм 80-х годов. Умирают некоторые братья и мать. Семейное дело продолжает сын основателя компании дон Исаак.

На рынок приходят Coca-Cola и Pepsi-Cola. Начинается ожесточенная борьба за аудиторию. Дон Исаак откладывает выплату дивидендов и закупает современное оборудование, при этом развивая и индустриальную часть компании. Он совершенствует клиентский сервис, больше внимания уделяет ориентации на результат и работе сотрудников в команде. Дон Исаак очень внимательно относится к сотрудникам, мотивировирует их различными способами. Так, например, он создает центр “Centro de Madres”. При нем открываются семимесячные курсы для жен и матерей сотрудников, где их обучают пекарному делу, вышивке, декорированию и другим искусствам. Кроме того, дон Исаак открывает собственный телеканал, а его сын Джонни — радиостанцию. Это дает семье прекрасную возможность рекламировать свой продукт без лишних затрат.

Inca Cola 3.png

Корпорация Линдли внимательно следит за техническим прогрессом. В 1997 году в целях повышения продаж компания разрабатывает свою CRM. Программа оказалась настолько успешной, что впоследствии её продавали компаниям по розливу в Таиланд и Индию. Уже в 1998 году компания входит в топ 10 перуанских компаний, где используется немецкий SAP. В этом же году корпорация получает различные сертификаты качества: ISO 9001 и 14001, OHSAS 18001, HACCP.

После безуспешных попыток захватить перуанский рынок, Coca-Cola решает объединиться с противником. В 1999 году корпорация Линдли и The Coca Cola подписывают альянс (выкуплено 20% акций корпорации Lindley и 50% Inca Kola). Подготовка была долгой. The Coca Cola изучала тактику и стратегию продаж в корпорации, анализировала спрос, а также самобытность и национальный колорит их продукции, в частности напитка Inca Kola. Inca Kola глубоко связан с национальной культурой и кухней Перу, он прекрасно дополняет многие блюда из рыбы, например, традиционно перуанские ceviche или lomo saltado, а также китайскую кухню, популярную в Перу.

Inca cola 2.jpg

Сегодня Inca Kola можно найти практически по всей Южной и Северной Америке. Стеклянные бутылки, жестяные баночки, пластиковая упаковка, большая и маленькая, она утоляет жажду миллионов жителей теплых стран. И всё же для перуанцев это не просто газировка. Это символ их самосознания, их древняя история и многоликая культура. Inca Kola по праву можно назвать уникальным культурным явлением одного народа.

Так, если увидите смуглого латиноамериканца, запивающего русские пельмени газировкой — не удивляйтесь. Это всё Джозеф Линдли. Он радушно улыбается из почти забытого 1910 года, когда его корабль медленно отплывает от берегов Англии в неведомую Атлантическую даль.

Назад к списку
Комментарии